Битва с Тенью

Когда герой, мужчина или женщина, принимает, наконец, вызов, его жизнь превращается в цепочку событий, уводящих его все дальше и дальше от известного. Постепенно ориентиры привычных путей теряются где-то позади. Вызов следует за вызовом, и каждый из них – это особая веха на пути героя, особое послание, подсказывающее ему направление движения и близость цели. Целью же пути является для героя его финальная битва. Архетипически эта битва представлена как бой героя с собственной Тенью.



Тень – это многозначный символ, по-разному раскрывающий богатство своего содержания на разных уровнях проработки.


Одно из значений Тени – «фантом», «ложная личность». Это иллюзорное я, порожденное временем. Механизм возникновения фантома коренится в способности нашего ума запоминать и воспроизводить какой-либо опыт или способ восприятия и поведения. Когда опыт и способ его получения закрепляются, в уме возникает ориентированная на повторение этого опыта программа. Пока эта программа не конфликтует с другими частями нашего сознания, мы можем не замечать ее, считая ее своим я. Но когда начинается внутренний конфликт, фантом обнаруживает себя. Вы, наверняка, замечаете в себе этот порождаемый фантомом конфликт, когда вас захватывает какая-либо страсть и вы делаете то, что велит вам фантом, даже если в глубине души уже не согласны с таким поведением. Вы можете в буквальном смысле чувствовать, как сильный фантом, одержимый своей тягой, – воплощение привычки или привязанности – овладевает вами, порабощает все ваше существо и вынуждает следовать своей программе удовлетворения. Мы знаем случаи, когда люди могут быть совершенно беспомощны перед силой своих фантомов, - эти случаи описаны в иудео-христианской традиции как одержимость демонами, бесовство. Современный традиционно ориентированный психиатр будет рассматривать эти случаи как разновидность душевной болезни, отклонение от нормы. В действительности же так называемая норма представляет собой скорее некий приемлемый уровень фантомной одержимости, чем отсутствие такового, поскольку каждый человек, так или иначе, зависим от своих привычек и обусловленных личной историей представлений.


Именно со своим фантомом борется Фродо Бэггинс на протяжении всех трех частей трилогии «Властелин колец». Этот фантом символически представлен как кольцо Всевластия, сила которого порабощает своего хозяина. Словно родовое проклятье, фантом перешел к Фродо от его дядюшки, и героический путь Фродо начался, когда он принял кольцо – принял вызов. С этого момента сила кольца начинает постепенно овладевать сознанием Фродо, пытаясь и в нем породить фантомное я – воплощение страстной тяги к кольцу. И на протяжении своего путешествия Фродо героически сопротивляется власти фантома. Начиная со второй части трилогии, Тень Фродо воплощается даже физически в образе его коварного проводника Голума – шизоидного существа, целиком подверженного неодолимому очарованию кольца – «прелести».


На более общем уровне Тень обозначает для нас все те аспекты Реальности и самих себя, которые мы отвергаем, отбрасываем от себя, как отбрасываем на землю свою физическую тень. Не принимая что-то в Реальности, мы отгораживаемся, закрываемся от нее, становимся непрозрачными для ее лучей, и на какое-то время мы действительно перестаем видеть Реальность такой, какова она есть, создавая вместо нее некий фантом, виртуальную действительность, более или менее удовлетворяющую нашим представлениям, - и в этой иллюзорной действительности лишь неотступная Тень следует за нами повсюду, косвенно напоминая о том, что мы что-то отринули и забыли. Это наша обратная сторона – все то, что мы прячем внутри себя, считая это неприемлемым, запретным, все то, что мы не хотим замечать снаружи, считая это глупостью, галлюцинацией, бредом больного воображения. Мы не замечаем всего этого, пока однажды Тень не бросает нам вызов, заставляя вступить с ней в битву.


Тень Нео – агент Смит. Тень Люка Скайуокера – темный владыка Вейдер.


Результатом архетипической битвы с Тенью становится интеграция – объединение героя со всей своей целостностью, познание им себя и Реальности на более глубоком и фундаментальном уровне. То, что прежде казалось разделенным, теперь обнаруживает свое единство. То, что прежде казалось непримиримым, обнаруживает свое глубинное родство. Во многих мифах герой в конце пути сражается с чудовищем, охраняющем некое сокровище. Этим сокровищем становится для героя осознание целостности себя, в каких бы мифологических атрибутах это осознание ни выражалось. Поскольку результатом битвы с Тенью является интеграция, то и последним маневром героя, обеспечивающим ему победу, становится не вражда с Тенью, а объединение с ней, как правило, сопряженное с символической смертью и последующим возрождением героя в новом качестве.


Это понимает Фродо: он чувствует судьбоносные узы, связывающие его с его Тенью – Голумом. Фродо намеренно приближает Голума к себе, вызывая недоумение своего компаньона Сэма, который воплощает для Фродо архетип друга-спутника – бессмертных санчо пансы и доктора ватсона. Сэм не видит того, что уже чувствует Фродо – что Голум и он разделяют одну судьбу, несут одно проклятье, и освобождение от этого проклятья – это дело только их двоих. Вот почему в последних эпизодах фильма они остаются один на один – герой и его Тень, Фродо и Голум. В своей последней битве Фродо соединяет свою судьбу с судьбой своей Тени, доверяя Голуму свою жизнь, позволяя ему вести себя по дороге смерти – ибо таково веление всеобщего Пути. На этом пути Фродо окончательно принимает свою Тень и погибает – усыпленный гигантской паучихой и превращенный в мумию – но для того лишь, чтобы воскреснуть из мертвых, обновленным и свободным от власти кольца.


Необходимость такого маневра очень зримо выражена в «Матрице», где герой Нео, чтобы совершить свое предназначение и стать избранным, должен прежде погибнуть. Но пули агентов матрицы не убивают Нео, они убивают его старую идентичность – Томаса Андерсона, трусоватого программиста, типичного дитя технологического века, балующегося запретными игрушками по ночам и скромно сносящего оплеухи начальника на работе. Томас Андерсон умирает – и вместо него рождается избранный - тот, кто постиг секрет матрицы. Вместо того, чтобы умереть, Нео прозревает – он становится видящим: теперь он видит не мир отдельных предметов и существ, изолированных друг от друга – все они теперь предстают для него в виде движения кодовых цепочек. Нео видит энергоинформационную основу мира, он постигает живую тайну единства и апофеозом этого постижения становится его слияние со своим врагом, со своей Тенью – агентом Смитом. Но сливаясь с Тенью, Нео не превращается в Тень – наоборот, - Тень превращается в Нео.


Немного иначе мотив битвы с Тенью звучит в «Звездных войнах», Джордж Лукас подчеркивает иные стороны этой многозначной кульминации пути героя. Постижение единства Реальности происходит для Люка Скайуокера в финальной битве с Дартом Вейдером. Дарт Вейдер представлен Лукасом типичной Теневой фигурой – человеком в черном плаще и с лицом, скрытым под глухой черной маской. Но Люк уже знает, что Вейдер – его Тень, его враг – это также его отец, Анекен Скайуокер. И в заключительной сцене последнего, шестого эпизода киносаги нам, как и Люку, раскрывается окончательный секрет Великого Единства Силы. В последний миг существования Империи, когда Дарт Вейдер повержен, он просит Люка снять с него шлем, и под маской самого заклятого врага, Люк, наконец, видит настоящее лицо своего отца – Анекена Скайуокера. И в этот полный драматизма миг, когда «Звезда Смерти» вот-вот взорвется, отец вместе с сыном приходят к осознанию того, что в этом безбрежном Потоке Силы по-настоящему нет ничего, от чего стоило бы защищаться, и на что стоило бы нападать – ведь этот Единый Поток и есть истинная Реальность, истинная целостность человека. Разделение Реальности на две половины – светлую и темную стороны Силы – лишь способ начать Великую Игру самопознания и самоосуществления, в которой каждая часть Единой Силы совершает свой путь, вступая в драматичный конфликт со своей противоположностью и реализуясь через объединение с ней. И отец, и сын, каждый шел своим путем к постижению этого единства, и каждый по-своему реализовал это: Люк через объединение с отцом, Анекен через смерть. И как символ реализации этого предельного Знания Единства и обретения героем Свободы и Вечной Жизни в завершающих кадрах мы видим, как после смерти Анекен Скайуокер, освобожденный и очищенный, присоединяется к своим ушедшим учителям – магистру Йоде и мастеру Оби-Вану.

Просмотров: 3Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

Эго и Тень в политической ситуации

Ситуация, которую мы наблюдаем сегодня в России, это классический поединок Эго и Тени. Наступает момент, когда рассудочное эго, Царь-в-голове, в своей самоубийственной попытке самосохраниться, прибега

© 2007-2021 Роман Мокша